Арт-терапия в Краснодаре
Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии, основанное на применении искусства и творчества в терапии психологических проблем и заболеваний.
Цели арт-терапии:
- гармонизировать психическое состояние личности,
- повысить способности к рефлексии и самовыражению,
- актуализировать внутренние ресурсы,
- раскрыть творческий потенциал.
Арт-терапия наиболее подходит для работы с детьми, так как она основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя его от чрезмерного напряжения и внутренних конфликтов.
Преимущества арт-терапии в работе с детьми:
- Не требуется художественных навыков
- Нет ограничений и противопоказаний
- У ребенка появляется возможность почувствовать себя творцом
- Исцеление происходит посредством мобилизации внутренних механизмов саморегуляции
- В результате работы формируется здоровая и творческая личность
Немного об истории арт-терапии
С точки зрения психоанализа в основе арт-терапии лежит механизм сублимации. Это когда негативные и социально неприемлемые импульсы преобразуются в положительные, приемлемые. Зигмунд Фрейд первым заговорил о благотворном влиянии творчества на душевное состояние человека, включая детей и подростков.
Целенаправленно арт-терапию в работе с детьми начал применять британский психолог и художник Адриан Хилл. Его пациенты рисовали картины, пели, танцевали. Он разработал ряд практик, позволяющих в считанные месяцы устранять широкий спектр психологических расстройств, которые другие врачи безрезультатно лечили годами.
Арт-терапия – это метод психологической коррекции, направленный на гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка посредством самореализации через искусство. Эффективность метода для детей и подростков подтверждена множественными исследованиями.
Творчество, как созидательная деятельность, развивает мышление и поддерживает интеллектуальные способности ребенка, повышает психологическую устойчивость и адаптивность, высвобождает конструктивный потенциал. Здесь ключевую роль играет профессионализм специалиста, который проводит занятие.
Порисовать дома в блокноте – это не то же самое, что выполнять специальные упражнения под руководством опытного арт-терапевта.
С точки зрения общей концепции арт-терапия для детей не отличается от арт-терапии для взрослых. В обоих случаях применяются схожие практики, потому что механизмы взаимодействия индивида и общества формируются в детстве и остаются неизменными на протяжении жизни. Однако их можно скорректировать, если изначальные установки неверны.
Отличие арт-терапии от художественного творчества
Это широко распространенный миф, что никакой разницы нет. На самом деле, разница концептуальная и она определяется результатом деятельности. В случае с творчеством, цель – предмет искусства. Не обязательно шедевр. Композитор пишет музыку, чтобы получить гармоничную последовательность звуков, которая будет высоко оценена его коллегами и слушателями. Или которую можно будет продать.
Чтобы рисовать на занятиях по арт-терапии, не нужно быть художником. Тут даже азы художественного образования не нужны. Потому что цель – не получить картину, а самореализоваться, сублимировав деструктивные импульсы.
Выполняя арт-терапевтические упражнения, ребенок проецирует, преображает и перерабатывает свои эмоции.
Арт-терапевт не оценивает результат деятельности ребенка. Для него не важно, насколько красивой получилась картина. Важна скорее степень раскрытия личности через творческий акт.